Неточные совпадения
Мать его, еще почти молодая женщина, лет сорока с небольшим, была такая же живая и веселая, как он, но с большим запасом практического
смысла. Между ею и сыном была
вечная комическая война на словах.
Но и при субъективно-экзистенциальном, динамическом понимании истины она остается
вечной и получает иной
смысл.
Если нет Бога, то нет победы над смертью, нет
вечной жизни, то все лишено
смысла и абсурдно.
Итак, принимаю Бога, и не только с охотой, но, мало того, принимаю и премудрость его, и цель его, нам совершенно уж неизвестные, верую в порядок, в
смысл жизни, верую в
вечную гармонию, в которой мы будто бы все сольемся, верую в Слово, к которому стремится вселенная и которое само «бе к Богу» и которое есть само Бог, ну и прочее и прочее, и так далее в бесконечность.
Если представить себе совершенную
вечную жизнь, божественную жизнь, но тебя там не будет и любимого тобой человека не будет, ты в ней исчезнешь, то эта совершенная жизнь лишается всякого
смысла.
Мой иррационализм или сверхрационализм прошел через «просвещение», не в
смысле французских течений XVIII века, а в
смысле Канта, который формулировал
вечную правду «просвещения» и с ней связывал свое учение об автономии.
Русский безграмотный мужик любит ставить вопросы философского характера — о
смысле жизни, о Боге, о
вечной жизни, о зле и неправде, о том, как осуществить Царство Божье.
Смысл любви — в победе над смертью, и достижение
вечной личной жизни Н. Федоров также видит в связи между рождением и смертью.
Если Христос — Сын Божий, Логос, то мир имеет
Смысл и у меня есть надежда на
вечное спасение; если Христос — человек, то мир бессмыслен и нет для меня религии спасения.
Он хвалил направление нынешних писателей, направление умное, практическое, в котором, благодаря бога, не стало капли приторной чувствительности двадцатых годов; радовался
вечному истреблению од, ходульных драм, которые своей высокопарной ложью в каждом здравомыслящем человеке могли только развивать желчь; радовался, наконец, совершенному изгнанию стихов к ней, к луне, к звездам; похвалил внешнюю блестящую сторону французской литературы и отозвался с уважением об английской — словом, явился в полном
смысле литературным дилетантом и, как можно подозревать, весь рассказ о Сольфини изобрел, желая тем показать молодому литератору свою симпатию к художникам и любовь к искусствам, а вместе с тем намекнуть и на свое знакомство с Пушкиным, великим поэтом и человеком хорошего круга, — Пушкиным, которому, как известно, в дружбу напрашивались после его смерти не только люди совершенно ему незнакомые, но даже печатные враги его, в силу той невинной слабости, что всякому маленькому смертному приятно стать поближе к великому человеку и хоть одним лучом его славы осветить себя.
Гимназическая среда ломала по-своему характеры и привычки. Чрезвычайно редко попадали в нее такие нервные, самостоятельные и чуткие ко всякому оскорблению натуры, которые отказывались мириться с жестоким деспотизмом самодельных обычаев. Одному богу известно, как калечила их в нравственном
смысле гимназия и какой отпечаток клало на всю их жизнь
вечное истерическое озлобление, поддерживаемое в них беспощадной травлей целого возраста.
В этом двустишии Пушкина выражается общий
смысл условной морали. Софья никогда не прозревала от нее и не прозрела бы без Чацкого никогда, за неимением случая. После катастрофы, с минуты появления Чацкого оставаться слепой уже невозможно. Его суда ни обойти забвением, ни подкупить ложью, ни успокоить — нельзя. Она не может не уважать его, и он будет
вечным ее «укоряющим свидетелем», судьей ее прошлого. Он открыл ей глаза.
— Как и всякой жизни — наслаждение. Истинное наслаждение в познании, а
вечная жизнь представит бесчисленные и неисчерпаемые источники для познания, и в этом
смысле сказано: в дому Отца Моего обители многи суть.
— Науки и искусства, когда они настоящие, стремятся не к временным, не к частным целям, а к
вечному и общему, — они ищут правды и
смысла жизни, ищут Бога, душу, а когда их пристегивают к нуждам и злобам дня, к аптечкам и библиотечкам, то они только осложняют, загромождают жизнь.
При всем уважении к нашим первостепенным талантам мы не считаем удобным рассматривать их с такой точки, и потому, при разборе русских повестей, стихотворений и пр., мы всегда старались указывать не на «
вечное и абсолютное», навеки нерушимое художество их, а на тот прямой
смысл, который имеют они для нас, для нашего общества и времени.
Рославлев-старший.
Вечные прихотницы без толку, ни капли здравого
смысла, ни шагу без видов, любезны сначала, но под конец докучливы.
Однако им принадлежит самостоятельное бытие в том
смысле, что они являются онтологическим prius [Первооснова, основание (лат.); букв.: предыдущее, предшествующее, первичное.] вещей, в силу которого возможность (δυνάμει δν) переходит в действительность (ενεργεία öv), причем каждая форма имеет пребывающее,
вечное существование, а совокупность форм образует их иерархию или организм.
Разумеется, и творческое «да будет» Fiat, которое так часто встречается у Беме, получает соответствующее истолкование не в
смысле повеления (Fürsatz), но в
смысле — силы Божества, его природной мощи, потенции бытия и в таком
смысле в разных выражениях определяется оно во многих местах: «вожделение (Begierde) из
вечной воли безосновности есть первый образ (Gestalt) и есть Fiat или Schuf [Создание, творение (нем.).].
Божественное триединство, Бог-Любовь, в Своем замкнутом, самодовлеющем,
вечном акте Божественной, субстанциальной Любви внеполагает (в
смысле матафизической внеположности) предмет этой Божественной Любви, любит его и тем изливает на него животворящую силу триипостасной Любви.
В сем состоянии не можем мы ничего о Нем сказать, кроме что Он единственно Себе самому известен: понеже Он никакой твари, какое бы имя она ни имела, неизвестен иначе, как только как Он открывает себя самого в шаре Вечности, а вне шара и сверх оного, Он есть для всего сотворенного
смысла вечное ничто, цело и совсем скрыт и как бы в своей собственной неисследимой тайне завит и заключен; так что познание наше о Нем вне бездонного шара мира Вечности есть более отрицательно, нежели утвердительно, то есть мы познаем более, что Он не есть, нежели что Он есть».
В этом
смысле она женственна, восприемлюща, она есть «
Вечная Женственность» [В этом
смысле (т. е. отнюдь не языческом) можно, пожалуй, выразиться о ней, что она «богиня» — то таинственное существо, которое предки наши иногда изображали на иконах св.
И потому есть величайшее чудо, совершенное вечностью, именно то, что
вечное создало их воплощенными духами, чего не объемлет разум и не принимает
смысл, и это нам недоступно для исследования (nicht ergründlich).
Все исторические задачи предполагают непрерывный «прогресс», ибо не могут окончательно разрешиться, и неужели же
смысл истории выражается «
вечным круговращением», как неизбежным итогом бесконечного движения?
Свою ипостасность, или личность в себе, человек знает как нечто совершенно абсолютное,
вечное в
смысле вневременности, для чего он не может помыслить ни сотворения, ни уничтожения, вообще связать ее с потоком временности.
«Мы не можем сказать, что этот мир создан из чего-либо, возникло лишь вожделение из свободного наслаждения, что безосновность, как высшее благо, или сущность, как
вечная воля, созерцает в наслаждении (Lust), как в зеркале» (IV, 424, § 7).]; мир есть модус абсолютной субстанции, — на разные лады, но в одинаковом
смысле отвечают Дж. Бруно, Спиноза, разных оттенков пантеисты и монисты; следовательно, напрашивается неизбежное заключение — мира нет в его самобытности и относительности, а существует только Абсолютное.
Отношение идей к вещам, Софии к миру, есть отношение сверхвременного (и в этом
смысле вечного) к временному.
Незаконны только притязания Диониса на верховенство, его облыгание жизни как
вечного страдания и растерзания, его утверждение, что в подносимом им человеку «вине» — единственный
смысл и оправдание жизни, единственное средство к преодолению ее бедствий, что
Вечная жизнь мистерий никоим образом не понималась в
смысле вечного продолжения жизни на земле.
Не знаю, что говорила Мария. Но — клянусь
вечным спасением! — ее взор и весь ее необыкновенный образ был воплощением такого всеобъемлющего
смысла, что всякое мудрое слово становилось бессмыслицей. Мудрость слов нужна только нищим духом, богатые же — безмолвны, заметь это, поэтик, мудрец и
вечный болтун на всех перекрестках! Довольно с тебя, что Я унизился до слова.
Но, с другой стороны, демократия означает самоуправление человека, права человека и гражданина, свободы человека, и в этом
смысле она имеет
вечное значение.
И в каком-то
смысле собака и кошка более личности, более наследуют
вечную жизнь, чем нация, общество, государство, мировое целое.
Поэтому смерть, смерть человека и мира, есть не только торжество бессмыслицы, результат греха и возобладания темных сил, но и торжество
смысла, напоминание о божественной правде, недопущение неправды быть
вечной.
Евангелие обращено к
вечному началу человеческой души, не зависящему от исторических эпох и социальных положений, и в известном
смысле оно не социально.
Материнство есть космическое начало заботы и охраны жизни от грозящих ей опасностей, выращивание жизни детей не только в собственном
смысле, но и
вечных детей, беспомощных, какими являются большинство людей.
Бессмертная и
вечная жизнь человеческой личности возможна и есть не потому, что таков естественный состав человеческой души, а потому, что воскрес Христос и победил смертоносные силы мира, что в космическом чуде Воскресения
смысл победил бессмыслицу.
Если зло есть чистая бессмыслица, нарушение и поругание
Смысла мира, и если оно увенчивается
вечным адом, то адская бессмыслица есть в Божьем замысле о мире, и миротворение не удалось.
Если же зло имеет положительный
смысл и результатом его будет
вечный ад, если оно будет положительно учтено в раю, то затруднительной делается борьба со злом, то зло превращается в неосуществленную форму добра.
В какой степени он действительно разделял, например, тогдашнее credo Чернышевского в политическом и философском
смысле — это большой вопрос. Но ему приятно было видеть, что после статей Добролюбова к нему уже не относятся с
вечным вопросом, славянофил он или западник.
В нем есть
вечное и неумирающее, но есть и слишком временное, задерживающее, в глубочайшем
смысле реакционное.
Это — любовь противоположная христианской, не от
Смысла бытия, а от бессмыслицы бытия, не для утверждения
вечной жизни, а для использования преходящего мгновения жизни.
Если разуметь жизнь загробную в
смысле второго пришествия, ада с
вечными мучениями, дьяволами, и рая — постоянного блаженства, то совершенно справедливо, что я не признаю такой загробной жизни; но жизнь
вечную и возмездие здесь и везде, теперь и всегда, признаю до такой степени, что, стоя по своим годам на краю гроба, часто должен делать усилия, чтобы не желать плотской смерти, то есть рождения к новой жизни, и верю, что всякий добрый поступок увеличивает истинное благо моей
вечной жизни, а всякий злой поступок уменьшает его.
Часто слушая рассказы странниц, она возбуждалась их простыми, для них механическими, а для нее полными глубокого
смысла речами, так что она была несколько раз готова бросить всё и бежать из дому. В воображении своем она уже видела себя с Федосьюшкой в грубом рубище, шагающею с палочкой и котомочкой по пыльной дороге, направляя свое странствие без зависти, без любви человеческой, без желаний, от угодников к угодникам, и в конце концов, туда, где нет ни печали, ни воздыхания, а
вечная радость и блаженство.
Стоит вдуматься в
смысл учения Христа о жизни
вечной в боге, стоит восстановить в своем воображении учение еврейских пророков, чтобы понять, что если бы Христос хотел проповедовать учение о воскресении мертвых, которое тогда только начинало входить в Талмуд и было предметом спора, то он ясно и определенно высказал бы это учение; он же, наоборот, не только не сделал этого, но даже отверг его, и во всех Евангелиях нельзя найти ни одного места, которое бы подтверждало это учение.
Толкование, что Христос не отрицает закон, основано на том, что слову закон в этом месте, благодаря сравнению с иотою писанного закона, без всякого основания и противно
смыслу слов, приписано значение писанного закона, — вместо закона
вечного.
По-гречески в посланиях Павла различие это даже определяется иногда употреблением члена. Без члена Павел употребляет это слово большею частью в
смысле писанного закона, с членом — в
смысле вечного закона бога.
Эти варианты дают историю толкований этого места.
Смысл один ясный тот, что Христос, так же как и по Луке, говорит о законе
вечном: но в числе списателей Евангелий находятся такие, которым желательно признать обязательность писанного закона Моисеева, и эти списатели присоединяют к слову закон прибавку — «и пророки» — и изменяют
смысл.
У древних евреев, у пророков, у Исаии — слово закон, тора, всегда употребляется в
смысле вечного, единого, невыраженного откровения — научения бога.
Замечательна история текста стихов 17 и 18 по вариантам. В большинстве списков стоит только слово «закон» без прибавления «пророки». При таком чтении уже не может быть перетолкования о том, что это значит закон писанный. В других же списках, в Тишендорфовском и в каноническом, стоит прибавка — «пророки», но не с союзом «и», а с союзом «или», закон или пророки, что точно так же исключает
смысл вечного закона.